Журналистика и международное право
массовой информации
Журналистика
и международное право массовой
информации
информации
Автор
Мухаммад аль-БУХАРИ: Профессор, доктор политических наук. Ташкент
12.08.2012г.
В
общетеоретических чертах и свойствах журналистика рассматривается:
1. Как особый
социальный институт общества, элемент общественной надстройки, организационно
состоящий из системы учреждений;
2. Как вид общественно-политической, информационной, идеологической,
организационной, творческой деятельности;
3. Как система произведений, подготовленных и скомпонованных по
определенным закона в номере газеты, журнала, в программе радио и телевидения,
в книге;
4. Как
совокупность профессий, необходимых для сбора, отбора, обработки, компоновки,
передачи массовой аудитории соответствующей социальной информации, т.е. для
организации функционирования журналистики.
5. Как
система специфических средств (печать, радио, телевидение и интернет),
использование которых в журналистских целях определяет своеобразие творческой
деятельности.
В связи с
тем, что средства массовой информации и коммуникации (СМИ и К) работают не
только в границах данного государства, но и проникают через государственные
границы, возникает ряд международно-правовых проблем.
В 1928 году,
еще, когда радиовещание делало только первые шаги, Лига Наций после
соответствующего совещания экспертов приняла Резолюцию, в которой
констатировалась опасность передач, враждебных духу сотрудничества государств.
В 1938 года
под эгидой Лиги Наций была разработана и вступила в силу Конвенция об
использовании радио в интересах мира. В ней говорилось, что радиовещание не
должно наносить ущерб доброму международному согласию, должно способствовать
улучшению взаимопонимания народов. Радиопередачи, побуждающие население к
актам, несовместимым с внутренним порядком, признавались недопустимыми.
В 1947 году
Генеральной Ассамблей ООН была принята Резолюция, в которой подвергалась
осуждению пропаганда, способная создать или усилить угрозу миру, имеющая целью
нарушение суверенитета и вмешательства во внутренние дела другого государства.
С развитием
средств связи через космос, возникает ряд юридических вопросов, вызванных
возможной и подготавливаемой деятельности непосредственного телевидения (НТВ) –
ведения через спутниковые связи телевизионных передач прямо на телеприемники,
минуя наземные приемные станции.
В
соответствии с международным договором 1967 года об использовании космического
пространства должны быть определены нормы деятельности НТВ.
В 1972 году
Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию «О разработке международной
конвенции о принципах использования государствами искусственных спутников для
непосредственного телевещания». В ней указывалось на недопустимость превращения
НТВ в источник международных конфликтов, использования телевидения для
вмешательства во внутренние дела других государств. В резолюции говорилось, что
НТВ должно вестись на основе принципов невмешательства, равенства,
сотрудничества, взаимной выгоды.
Важнейшим
международно-правовым документом является Заключительный Акт совещания по
безопасности и сотрудничеству Европы, подписанные всеми странами Европы, а
также США и Канадой, Заключительный Акт содержит совокупность принципов,
которыми должны руководствоваться страны-участники совещания в Хельсинки (1975
год).
В этом
документе имеются специальные разделы, посвященные
информационной деятельности. В соответствии с декларацией принципов, которыми
государства-участники совещания должны руководствоваться во взаимных
отношениях, журналисты обязаны исходить из правительственного суверенитета,
невмешательства во внутренние деля стран, уважения прав человека, должны
стремиться к установлению сотрудничества между государствами, добросовестно
выполнять обязанности по международному праву.
Международное
взаимодействие в области информации, внутренняя и международная деятельность
должны протекать на основании этих согласованных принципов. Хельсинкский
документ создал хорошую базу для добрососедских отношений, в том числе и в
области международных информационных обменов.
В 1978 году
ЮНЕСКО приняла «Декларацию об основных принципах, касающихся вклада СМИ и К в
укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в
борьбу с пропагандой расизма и апартеида и подстрекательства к войне».
Распространяемая информация не должна представлять собой вмешательства во
внутренние дела других стран, равно как и противоречить всем другим основным
принципам международного права, которые лежат в основе международных отношений
в любой области.
В свете
изложенного без существенных оговорок нельзя согласиться с концепцией
«свободного потока информации» на международном уровне. Независимость СМИ и К
не должна отрицать международную ответственность государств за деятельность
своих национальных СМИ и К на трансграничном уровне.
В резолюции
Генеральной Ассамблее ООН 59 (I) от 14 декабря 1946 года отмечалось, что
«свобода информации, безусловно, требует от тех, кто пользуется ее
привилегиями, желания и умения не злоупотреблять ими».
Провозглашенные
во Всеобщей декларации прав человека 1948 года право и свобода каждого человека
«искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и
независимо от государственных границ» (ст. 19) не могут быть абсолютными. В ст.
29 Всеобщей декларации прав человека признается, что при осуществлении прав и
свобод человек может подвергаться ограничениям.
Критериями таких ограничений являются несколько факторов:
1- они должны
быть установлены законом;
2- они могут
устанавливаться исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения
прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали,
общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Статья 19
Международного Пакта о гражданских и политических правах 1966 года добавляет к
этому перечню право законодательного ограничения свободы информации «для охраны
государственной безопасности», «здоровья или нравственности населения».
Вполне
очевидно, что распространение массовой информации за пределы границ государства
местонахождения источника информации предполагает и международно-правовые
ограничения свободы информации.
Помимо
содержательного аспекта существует и важный технический аспект в сфере
международного использования СМИ и К. Не будь международного сотрудничества в
деле использования радиоволн, радиостанции замолкли бы под тяжестью взаимных
помех, а транслируемая продукция не достигала бы зарубежного потребителя из–за
таможенных барьеров.
Поэтому
государства заключают многосторонние и двусторонние договоры, организующие
международные потоки обменов информационными материалами. Насчитывается свыше
50 многосторонних актов договорного и рекомендательного характера, регулирующие
международные обмены массовой информацией.
Вопросы ввоза
и вывоза тиражированной продукции из страны в страну регулируется главным
образом таможенным законодательством. Вместе с тем, имеется ряд международных
договоров.
В 1954 году
вступило в силу принятое в 1949 году в рамках ЮНЕСКО Соглашение об облегчении
международных обменов визуальными и звуковыми материалами образовательного,
научного и культурного характера, которое предусматривает взаимное
предоставление его участникам таможенных льгот на ввоз и вывоз указанным материалов.
Конвенция
1958 года о международном обмене изданиями регулирует обмен между государствами
изданиями просветительно-культурного и научно-технического характера. Ее
участники взяли на себя обязательство поощрять и облегчать обмен изданиями, как
между правительствами, так и между неправительственными просветительскими и
культурными учреждениями, не преследующими коммерческие цели. По конвенции,
обмены осуществляются через национальные центры книгообмена. Государства
согласились освободить свой центры от уплаты таможенных пошлин и обеспечить
благоприятные условия при выполнении таможенных формальностей. Конкретные вопросы обменов подлежат
урегулированию в двусторонних соглашениях.
Государства-участники
Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе выразили в Заключительном
акте 1975 года намерение способствовать улучшению распространения на их
территориях газет и печатных изданий, периодических и непериодических, из
других государств–участников на основе заключения между их фирмами и компетентными
организациями соответствующих соглашений и контрактов.
Современное
международное право запрещает распространение определенных идей и поощряет
распространение других. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 110 (II) от 3
ноября 1947 года осуществляет любую форму ведущейся в любой стране пропаганды,
имеющей целью или способную создать или усилить угрозу миру, нарушение мира или
акт агрессии.
Резолюция
Генеральной Ассамблеи ООН № 127 (II) от 15 ноября 1947 года предлагала
государствам принимать меры для борьбы с распространением ложных или
извращенных известий, которые могут повредить дружественным отношениям между
государствами. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года
устанавливает в ст. 20, что всякая пропаганда войны должна быть запрещена
законом.
В 1978 году
была принята декларация ЮНЕСКО об основных принципах, касающихся вклада СМИ и К
в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и
борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне.
Принципы НТВ
– непосредственного телевидения, – принятые ООН в 1982 году, исходит из
применимости к этой деятельности международного права, включая Устав ООН, а
также из необходимости ее совместимости с суверенными правами государства, с
развитием взаимопонимания и укреплением дружественных отношений и
сотрудничества между всеми государствами и народами в интересах поддержания
международного мира и безопасности.
На основании
вышесказанного, мы можем сформулировать ряд специальных принципов, регулирующих
международное использование СМИ и К:
- каждое
государство имеет право на распространение массовой информации за пределами
своих границ;
- государства
обязаны воздерживаться от распространения и пресекать распространение ряда
антидемократических, реакционных идей, таких как пропаганда войны, расовой
дискриминации, апартеида, а также и порнографии и т.п.;
- государства
обязаны воздерживаться от использования и пресекать использование национальных
СМИ и К для вмешательства во внутренние дела государств и от клеветнических
кампаний, оскорбительной или враждебной пропаганды в отношении других
государств;
- государства
обязаны поощрять распространение прогрессивных общедемократических идей;
- государства
вправе противодействовать распространению через СМИ и К идей, противоречащих
основным принципам международного права;
- все народы
имеют право на свободный доступ к сведениям, распространяемым с помощью СМИ и
К;
- все
государства имеют право развивать свои СМИ и К и использовать их в
трансграничном масштабе;
- государства
обязаны осуществлять контроль за деятельностью национальных органов СМИ и К,
распространяющих идеи и сведения за границей.
Говоря о
международно-правовом статусе журналистов, следует отметить следующее:
журналисты не могут претендовать на дипломатические привилегии и иммунитеты,
поскольку не осуществляют представительских функций от имени государства своего
гражданства. Обычно они аккредитуются при местных информационных агентствах по
соглашениям между такими агентствами.
Вместе с тем
существует всеобщее понимание большой роли журналистов в деле развития
отношений между странами и народами. Поэтому государства–участники ОБСЕ в
Итоговом документе Мадридской встречи 1983 года согласились с необходимостью
улучшать условия работы журналистов, что предусмотрено в Заключительном Акте
ОБСЕ 1975 года, путем выдачи им въездных виз без чрезвычайной задержки, выдачи
многократных виз сроком на один год и облегчение поездок по стране.
С другой
стороны, на самих журналистах лежит ответственность за то, что какое влияние их
работа оказывает на климат в отношении между народами. Соответственно, многие
понимают так называемые кодексы профессиональной этики журналистов. Однако
попытки международной организации журналистов (МОЖ), существующей с 1946 года,
выработать единственный международный кодекс поведения для журналистов успехом
не увенчались. МОЖ среди прочих целей занимается и защитой прав журналистов.
Следует
признать, что журналисты, находящиеся в зонах вооруженных конфликтах, часто
оказываются их жертвами. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям 1949
года о защите жертв войны в ст. 79 предусматривает специальные меры по защите
журналистов. Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в
районах вооруженного конфликта, рассматриваются как гражданские лица, т.е.
некомбатанты. Они пользуются защитой в соответствии с Женевскими Конвенциями и
Дополнительным протоколом 1977 года. Журналисты могут получать удостоверение
личности единого международного образца, которое приводится в приложении к
Протоколу. Удостоверение выдается правительством государства–гражданства
журналиста или государством национального информационного агентства, в котором
журналист работает. Этот документ удостоверяет статус журналиста.
تعليقات
إرسال تعليق