На Востоке
изумительной школы миниатюристов
Лилия
СТРУННИКОВА
Обложку
одного из номеров ведущего кувейтского журнала по искусству украсила
репродукция известного ташкентского художника Ниязали Халматова. А на его
страницах помещена статья, знакомящая зарубежного читателя с проблемами
сохранения в Узбекистане уникального национального прикладного и
изобразительного искусства. Столь высокий интерес к нашему культурному наследию
далеко не случаен.
Ведь
благодаря ему зарубежные ценители красоты могут по достоинству оценить и
своеобразие созданной на Востоке изумительной школы миниатюристов, и получить
редкую возможность окунуться в необычайно творческую художественную среду,
способствующую духовному возрождению узбекского народа. …Тонкие линии,
изысканный орнамент в золотом обрамлении.
Примерно так
выглядит одна из красочных иллюстраций, дающих зримое представление о
существовании в эпоху средневековья образцов миниатюры, которые создают
неповторимый стиль живописи. Он был характерен для времени, в котором жил и
творил великий чародей слова Алишер Навои, когда рукописи его произведений
переписывались лучшими каллиграфами, а сюжеты облекались в яркие художественные
образы.
Это был
период создания выдающейся школы среднеазиатской миниатюры, в которой блистал
непревзойденный мастер кисти средневековья Камолиддин Бехзод, по праву
названный Рафаэлем Востока. Его работы в числе многих других образцов миниатюр
исламского мира собраны в уникальной коллекции, хранящейся ныне в
Государственном литературном музее имени Алишера Навои Академии наук Узбекистана.
Об этом
повествует и статья, автором которой стал известный сирийский журналист, доцент
кафедры международных отношений, политики и права Ташкентского государственного
института востоковедения, доктор Мухаммед ал-Бухари. Обучающий будущих
специалистов арабскому языку, он сам увлечен живописью, используя в работе свои
глубокие познания о том, как развивалось национальное и прикладное искусство
Узбекистана, возрождаясь на благодатной почве в годы независимости.
В немалой
степени этому способствовало и создание ассоциации “Усто”, а также
экспериментального цеха, в котором один из известнейших мастеров кисти — Чингиз
Ахмаров с группой молодых художников возрождали настенную живопись, декор,
искусство миниатюры.
Читая статью
о проблемах сохранения изобразительного и прикладного искусства в Узбекистане,
кувейтские ценители старины совершат увлекательный исторический экскурс в
далекое прошлое. …ХIV — ХVII века стали периодом ярчайшего взлета
художественной культуры Среднего Востока, который по своему духовному значению
сопоставим с эпохой европейского Ренессанса.
Средневековые
школы миниатюрной живописи Самарканда, Бухары, Шираза, Тебриза, Исфахана и
Герата получили признание во многих странах. Сегодня ее образцы стали
неотъемлемой частью мирового художественного наследия. Ведущие музеи и
библиотеки гордятся произведениями старинных мастеров книжной иллюстрации.
Отрадно, что
в их число входит и Институт востоковедения имени Беруни Академии наук
Узбекистана, имеющий собрание уникальных рукописей, включенных в международный
регистр программы ЮНЕСКО.
В эпоху Навои
в Герате, где он жил, создавались лучшие образцы рукописных книг. Была также
выработана особая разновидность арабского письма — настаълик. Это искусство
требовало немало усилий и стараний каллиграфов, художников-орнаменталистов,
миниатюристов, переплетчиков, трудившихся в дворцовых библиотеках… Шанс открыть
для себя все богатство красок и тонкость художественного замысла мастеров
миниатюры прошлого, и тех, кто возрождает этот вид искусства сегодня, появился
отныне у многочисленных читателей дружественной нам страны.[1]
[1]
Лилия СТРУННИКОВА. Культура. // Ташкент: Н. слова, 14.06.2006
تعليقات
إرسال تعليق