التخطي إلى المحتوى الرئيسي

Принципы международной журналистики в рамках международных отношений (Программа)




МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
Утверждаю Заместитель министра ВИ ССОРУ

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО СПЕЦ. КУРСУ:

«Принципы международной журналистики в рамках международных отношений».

Области знаний 02 – гуманитарные науки Направление бакалавриата:
В (221200) «Международные отношения»;
В (341400) «Международные экономические отношения»;
В (220600) «История зарубежных стран».

ТАШКЕНТ 2000

АННОТАЦИЯ:
Программа курса «Принципы международной журналистики в рамках международных отношений» разработана для изучения международных теорий журналистики и выявления принципов международной журналистики в рамках международных отношений.

СОСТАВИТЕЛЬ:

Мухаммад аль-Бухари, Доктор философии и филологии, доцент.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:
С.М. Гафуров, кандидат политических наук, декан факультета «Международных отношений», ТашГИВ.
Д. Шабанов, декан экономического факультета.
А. Касымов, профессор, доктор исторических наук, заведующий кафедрой «Международные отношения» ТашГИВа.
Л.П. Петрова, кандидат исторических наук, доцент.
Л.П. Алимова, кандидат исторических наук, доцент.

Программа обсуждена на учебно-методическом совете ТашГИВ (протокол № 3 от 17 февраля 2000г) и рекомендована к утверждению Министерством Высшего и Среднего специального образования Республики Узбекистан.
РЕКТОР (подпись)

1. ПРЕДИСЛОВИЕ
Цель и задачи курса «Принципы международной журналистики в рамках международных отношений»:
Характеристика процессов, происходящих в международной журналистике и выявление ее принципов в рамках международных отношений; определение функций, проблем международной журналистики на современном этапе развития; роль международной журналистики в решении международных конфликтов; характеристика истории возникновения и развития международных информационных агентств Великобритании, Франции, Германии, США и России; краткий обзор национальных и специализированных информационных агентств; выявление международной монополии в СМИ; характеристика эволюции возникновения и развития международной прессы в европейских, азиатских, африканских, арабских странах и США; изучение международных теорий журналистики.
Студент должен: -иметь представление: о развитии системы принципов международной журналистики в рамках международных отношений, ее закономерностях, влияние различных факторов и современных глобальных средств массовых коммуникации и информации на процессы формирования общественного мнения через многосторонний и двусторонний диалог в рамках государственных и международных отношений; -знать и уметь использовать: теоретические понятия, их характеристики в практике работы со СМИ и общественностью в рамках международных отношений; -обладать навыками: научного анализа и синтеза изучаемого фактического материала, самостоятельного поиска новых научных данных по темам курса.
Курс «Принципы международной журналистики в рамках международных отношений» является продолжением курсов «Международный обмен информацией в рамках международных отношений», «Теория международных отношений», «Деятельность международных организаций», «Внешняя политика Республики Узбекистан», «Международное право» и другими дисциплинами специальности, а также содержит ряд новых понятий о роли народной дипломатии.
В преподавании курса используются новые технологии – тестовая система оценки знаний студентов при помощи компьютера, игровые формы закрепления знаний (викторины, «круглые столы», дебаты и др.).
2. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО МАТЕРИАЛА
Номер темы. Название тем и их содержание по главам Темы, рекомендуемые для самостоятельного изучения
Тема 1. Международные средства массовой информации:
Пресса. Первые газеты. Причины религиозной реформы в XYI-XYIIвв. Роль газет в демократизации общества. Радио. История изобретения радио. Телевидение. Эволюция создания телевидения.
К теме 1. Значение средств массовой информации и ИНТЕРНЕТ в процессе международного обмена информацией
Тема 2. Международная журналистика:
Международная информация. Охват различных аспектов международной журналистики. Факторы влияния на общественность. Международное взаимопонимание. Глобальное развитие техники и средств массовой информации. К теме 2. Международная журналистика в эпохе современной информационной революции.
Тема 3. Функции международной журналистики:
Доступность средств массовой информации общественности. Влияние международной информации на принятие каких-либо решений. Освещение политических, экономических, духовных, международных и общественных событий международной журналистикой. К теме 3. Современные функции международной журналистики после глобального развития коммуникативной техники.
Тема 4. Проблемы международной журналистики:
Проблема определения перспектив международных информационных компаний. Нехватка высококвалифицированных специалистов в области коммуникаций и слабая техническая оснащенность. Неподготовленность кадров, специализированных в области местной и международной информации. Роль международных организаций в решении этих проблем. К теме 4. Основные проблемы международной журналистики и пути их решения.
Тема 5. Международная журналистика и международные конфликты:
Состояние военных, экономических, информационных, психологических и людских ресурсов в результате международных конфликтов. Средства массовой информации в роли мобилизации общественного мнения на местном и международном уровне. К теме 5. Историческая роль международной журналистики в наблюдении и поиске приемлемых путей решения международных конфликтов.
Тема 6. Возникновение и развитие международных информационных агентств:
Республика Франция: Колыбель информационных агентств. Шарль Гавас – основоположник информационных агентств. Эволюция развития Франс-Пресс. Характеристика деятельности АПФ. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии: Жольенс рейтер. Идея «неполного телеграфа». Учреждение независимого треста цель и задачи информационного агентства Рейтер. Федеративная Республика Германия: Бернард Вольф. Создание информационного агентства ФРГ-ДПА. Место и роль ДПА на информационном рынке Германии. Посредник между правительством и общественностью. Соединенные Штаты Америки: Харбор Ньюс Ассоциэйшн. Нью-Йорк Ассрциэйтед Пресс. Юнайтед Пресс Ассоциэйшн. Интернэшнл Ньюс Сервис. Юнайтед Пресс Интернэшнл. Термины «SNAP», «URGENT». Российская Федерация: Российское телеграфное агентство. Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС). Новости – дополнение ТАСС. Зависимость ТАСС от КПСС. Распад СССР. Переименование ТАСС в ИТАР-ТАСС. К теме 6. Материалы международных информационных агентств как основной источник информации для средств массовой информации и роль международной сети ИНТЕРНЕТ как носителя информации.
Тема 7. Национальные информационные агентства, союзы информационных агентств и специализированные информационные агентства:
Агентство Син-Хуа. Киодо ньюс сервис. Джи-джи пресс сервис. Иенхаб тхун син. Союз европейских информационных агентств. Союз арабских информационных агентств. Союз азиатских информационных агентств. Хью снун. Фама. Исламское информационное агентство. ANSA. MENA. OPERA MUNDI. FIDES. К теме 7. Роль национальных агентств, союзов информационных агентств и специализированных агентств в международном обмене информацией.
Тема 8. Международная монополия в средствах массовой информации:
Концентрация процесса международного обмена информацией. Разделение мира на сферы влияния агентствами Гавас, Рейтер и Вольф. Распад международной монополии для развивающихся и бедных стран. К теме 8. Роль международной сети ИНТЕРНЕТ в ослаблении монополии и влиянии международных средств массовой информации на международный поток информации.
Тема 9. Возникновение и развитие международной прессы в европейских странах и США:
Республика Франция: Пресс группы. Ашетт групп. Прувост групп. Амори групп. Робер Эрсан групп. Групп экспресс. Баяр пресс групп. Классификация газет и журналов. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии: Закон об авторском праве(1662г.) появление первых газет и журналов. Совет прессы. Скот-траст. Обзервар-траст. Бивербук-траст. Концентрация прессы. Тираж английской прессы. Федеративная Республика Германия: Первая газета Германии. Немецкое законодательство о средствах массовой информации. Монополия прессы. «Аксель Шпрингер групп». «Хаймрих Бауэр». Характерные черты немецкой прессы. Соединенные Штаты Америки: Краткий обзор истории развития прессы США. Концентрация прессы. Крупные пресс группы. Объем газет и журналов. Специфика рекламы в американской прессе. К теме 9. Значимость средств массовой информации европейских стран и США в процессе международного обмена информацией.
Тема 10. Возникновение и развитие международной прессы в странах Азии и Африки:
Япония: «Nichi Shimbun», «Yomiuri Shimbun», «Osahi Shimbun» - первые газеты Японии. Самая демократическая пресса мира. Информационный рынок Японии. Эксперимент по механическому распространению газет по домам. Китайская народная Республика: Правовые основы деятельности прессы и аудиовизуальных средств в Китае. Зависимость прессы от Центрального Комитета Коммунистической партии Китая. Подготовка редакторов газет и журналов. Массовое чтение газет. Арабская Республика Египет: История прессы Египта. Законодательство о средствах массовой информации. Высший совет по делам прессы и его полномочия. Сегодняшнее положение прессы Египта. Национальные издательства. Южная Корея: Возникновение прессы Южной Кореи бюро по распространению печати. Доходы от рекламы. Объем газет. К теме 10. Место средств массовой информации стран Азии и Африки в процессе международного обмена информацией.
Тема 11. Международные теории журналистики:
Язык как инструмент выражения идей и обмена мнениями. Революция в области коммуникации и информации. Создание информационной теории. Уровень информационных материалов. Распространение теории информации:
Теория абсолютной власти; Теория свободной прессы; Социалистическая теория прессы; Теория общественной ответственности; Теория международной ответственности в журналистике. К теме 11. Международные теории журналистики на современном этапе.
3. ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Номер практических или семинарских занятий Название тем и их содержание по главам.
1. Международные средства массовой информации:
1.1 Причины религиозной реформы в XYI-XYIIвв.
1.2. Роль международных средств массовой информации в демократизации общества.
1.3. Средства массовой информации Республики Узбекистан в системе международных СМИ.
1.4. Негативное влияние международных средств массовой информации на формирование общественного мнения.
2. Международная журналистика:
2.1. Определение международного взаимопонимания.
2.2. Влияние международной журналистики на принятие каких-либо решений.
2.3. Роль международной журналистики в интеграции Республики Узбекистан в мировую информационную систему.
3.Функции международной журналистики:
3.1. Значение международной информации в принятии политических решений.
3.2. Задачи международной журналистики сегодня.
3.3 Аудитория национальных и международных средств массовой информации, их роль в достижении целей внутренней и внешней политики государства.
3.4. Требования к эффективной массовой коммуникации.
4. Проблемы международной журналистики:
4.1. Состояние кадров в области местной и международной информации.
4.2. Трудности решения проблем в области международной журналистики.
4.3. Проблема технической оснащенности средств массовой информации.
4.4. Факторы, тормозящие вступление узбекских средств массовой информации в мировую информационную систему.
5. Международная журналистика и международные конфликты:
5.1. Роль международной журналистики в решении международных конфликтов.
5.2. Отражение международных конфликтов в международной журналистике.
5.3. Усилие средств массовой информации Республики Узбекистан за мирное решение международных конфликтов.
5.4. Отражение глобальных международных конфликтов в средствах массовой информации Республики Узбекистан.
6. Возникновение и развитие международных информационных агентств:
6.1. Причины возникновения международного информационного агентства.
6.2. Место и роль международных информационных агентств в мировой информационной системе.
6.3. Влияние международных информационных агентств на другие средства массовой информации.
6.4. Информационное агентство «Жахон» при Министерстве Иностранных Дел Республики Узбекистан в системе международных информационных агентств.
7. Национальные информационные агентства, союзы информационных агентств и специализированные информационные агентства:
7.1. Цель и задачи специализированных информационных агентств.
7.2. Роль национальных информационных агентств в информировании населения.
7.3. Необходимость союзов информационных агентств в международной информационной системе.
7.4. Краткий обзор деятельности Национального информационного агентства Республики Узбекистан.
8. Международная монополия в средствах массовой информации:
8.1. Причины возникновения международной монополии в средствах массовой информации.
8.2. Цель монополии в международном обмене информацией.
8.3. Негативные и положительные стороны влияния информационной монополии.
8.4. Взаимоотношение средств массовой информации Республики Узбекистан с влиятельными средствами массовой информации Запада и Европы.
8.5. Роль международной компьютерной сети ИНТЕРНЕТ в ослаблении монополии ведущих средств массовой информации.
9. Возникновение и развитие международной прессы в европейских странах и США:
9.1. Причины создания информационной прессы в европейских странах и США.
9.2. Эволюция развития международной прессы в странах Европы и США.
9.3. Роль европейской и американской международной прессы в демократизации общества.
9.4. Влияние международной прессы Европы и США на средства массовой информации Республики Узбекистан.
10. Возникновение и развитие международной прессы в странах Азии и Африки:
10.1. Влияние европейской и американской международной прессы на развитие стран Азии и Африки.
10.2. Значение международной прессы стран Азии и Африки в защите прав человека.
10.3. Место азиатской прессы в международном информационном потоке (на примере Японии, Южной Кореи, Китая).
10.4. Место прессы Африки в мировой информационной системе (на примере Арабской Республики Египет).
11. Международные теории журналистики:
11.1 Тенденции развития международной теории журналистики и ее место на современном этапе.
11.2. Теоретическая основа реформ в системе средств массовой информации Республики Узбекистан.
4. ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ
Шифр специальности бакалавриата В (221200) «Международные отношения»; В (341400) «Международные экономические отношения»; В (220600) «История зарубежных стран».
Распределение объёма учебной нагрузки по видам занятий (в час) Всего 44 Лекция 20 Практические занятия 14 Лабораторные работы Самостоятельная работа 10 Курсовая работа.
На семинарские занятия вынесены наиболее сложные теоретические темы. Остальные вопросы даны для самостоятельной работы студентов.
5. ЛИТЕРАТУРА
1. Основная литература.
1. Алимов А. Внешнеэкономическая деятельность Республики Узбекистан. Т.1992.
2. Взаимная безопасность. Москва 1991.
3. Закон Республики Узбекистан «Об информатизации», Ташкент: ПРАВДА ВАСТОКА, № 30 (25219) от 12 февраля 2004.
4. Закон Республики Узбекистан «О средствах массовой информации», новые законы Республики Узбекистан (Законы и постановления, принятые на и 10 сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан первого созыва) №18 «Адолат» Т.1998
5. Каримов И.А «Узбекистан: свой путь обновления и прогресса» Т.1992
6. Каримов И.А. «Не построив новый дом – не разрушай старого» Т.1993
7. Каримов И.А. «Правовая гарантия нашего велико7го будущего» Т.193
8. Каримов И.А. «Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика, идеология» Т.1996
9. Каримов И.А. «Наша цель – свободная процветающая родина» т. 2 «Узбекистан» Т.1996
10. Каримов И.А «По пути созидания» т.2 Т.1996
11. Каримов И. А. «Мыслить и работать по-новому – требование времени» т. 5 Т. 1996
12. Каримов И. А. «По пути безопасности и стабильного развития» т. 6 Т. 1998
13. Каримов И. А. «УЗБЕКИСТАН на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса» Узбекистан Т. 1997
14. Касымов А., Неклесса Г.: «Международно-правовые аспекты создания зон, свободных от ядерного оружия» «Узбекистон миллий энциклопедияси» Т. 1999
15. Касымов Б. «Центральное, региональное сотрудничество в области информации Т. 1995»
16. Касымов А., Васькин И. «Основные направления внешней политики Республики Узбекистан» Т. 1994
17. Касымов Р.С. «Шарк мамлакатнинг иктисодий ва сиёсий тизимлари» Т. 1995
18. Кашлев Ю., Вачнадзе Г. «Информационный обмен» М. 1993.
19. Конституция Республики Узбекистан.
20. «Конституционное право Республики Узбекистан» Сборник нормативных актов т. 1,2, ИПК «Шарк» Т.1995.
21. Крутских А., Федоров А. «О международной информационной безопасности» Журнал «Международная жизнь», 2-2000 с. 37-48.
22. «Международные конвенции по защите прав человека и борьбе с преступностью» Сборник международных соглашений и рекомендаций т.5 ИПК «Шарк» Т. 1995.
23. Мунавваров З. «Узбекистан и арабский мир – перспективы сотрудничества» Т. 1997.
24. Мунавваров З. «Арабистон ярим ороли мамлакатлари» Т. 1994.
25. Мухаммад аль-Бухари «Принципы международной журналистики и международный обмен информацией» ТашГИВ 1999.
26. Мухаммад аль-Бухари «Международные информационные агентства и международная пресса в рамках обмена информацией» ТашГИВ 1999.
27. Мухаммад аль-Бухари «международная журналистика» Востоковедение 1999 №1 с. 59-68.
28. Петрова Л.П. «Введение в международные отношения» ТашГИВ Т. 1999.
29. «Права человека. Единство общечеловеческого и национального» сборник международных договоров и законов Республики Узбекистан т. 3,4 ИПК «Шарк» Т. 1995.
30. «Проблемы безопасности и прогресса на пороге XXI века» ТашГИВ Т. 1999.
31. Рахмонов Д.Н. «Осиё китъаларида низоли вазиятлар ва умуминсоний омиллар» Т. 1993.
32. «СМИ в Республике Узбекистан» Жахон Т.1997.
33. «Тараккиёт ва хамкорлик йулларида» Т. 1993.
2. Дополнительная литература
1. «Азия и Северная Африка. Проблемы безопасности» М. 1986.
2. «Американская энциклопедия (WORLD BOOK)».
3. Бурунков А.Ф. «Дипломатический протокол в России и дипломатический этикет» М. ИНТЕРПРАКС, 1993.
4. Васильев А. «Россия на Ближнем и Среднем Востоке: от мессианства к прагматизму» М. 1993.
5. Вачнадзе Т. «Международный обмен информацией» Тбилиси, 1980.
6. Венедиктова В.И. «О деловой этике и этикете» М., фонд «Правовая культура», 1994.
7. Галушко Р.М. «Телевидение в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки» М. 1986.
8. «Дипломатический словарь».
9. «Журналистика развивающихся стран» М. 1986.
10. Заметый Л. «Сотрудничество в области информации» М. 1982.
11. «Зарубежная печать» справочник М. 1986.
12. Кашлев Ю. «Массовая информация и международные отношения» М. 1981.
13. Колосов Ю. «Новый международный информационный порядок» М. 1983.
14. «Латинская Америка: новые реалии 90-х годов» М. 1992.
15. Невзлин Л.Б. «Паблик рилейшнз – кому это нужно?» Основы учебного курса М., Экономика, 1993.
16. «Справочник журналиста» М. 1984.
17. Тункин Г.И. «Право и сила в международной системе» М. 1993.
18. Типов Б. «Новый международный информационный обмен» М. 1983.
19. Энциклопедический словарь.
20. Международная сеть ИНТЕРНЕТ.
6. ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Предисловие
2. Содержание лекционного материала
3. Примерное содержание тем и практических занятий
4. Объём, учебной нагрузки
5. Литература

Ташкентский Государственный Институт Востоковедения.
Файл МЖ в рамках МЛ.
Босишга рухсат этилди 26.05.2000
Бичими 60x80 1/16 Шартли 6т. 1.25. 300 нусхада босилди. Буюртма 119
Тошкент Давлат Шаркшунослик институтнинг кичик босмахонаси.
Тошкент. Лохутий кучаси 25.

تعليقات

المشاركات الشائعة من هذه المدونة

Принципы международной журналистики в рамках международных отношений

Министерство Высшего и среднего специального образования республики узбекистан Ташкентский государственный институт востоковедения Мухаммад аль-БУХАРИ Принципы международной журналистики в рамках международных отношений Ташкент – 2006 Учебное пособие «Принципы международной журналистики в рамках международных отношений» для студентов направление бакалавриата: (5220500) «Международные отношения»; (5341100) «Мировые экономические международные отношения»; (5220200) «История зарубежных стран»; (320200) «Международная журналистика». Освещает характеристику процессов, происходящих в международной журналистике и выявляет ее принципы в рамках международных отношений; определяет функции, проблемы международной журналистики на современном этапе развития; роль международной журналистики в решении международных конфликтов; характеристику истории возникновения и развития международных информационных агентств Великобритании, Франции, Германии...

Арабская Республика Египет учебное пособие

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ Арабская Республика Египет (учебное пособие) Ташкент - 2002 Учебное пособие рассмотрено и утверждено научно-методическим советом ТашГИВ и Министерством Высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан. Протокол №: (1) от 15.11.2001. Рекомендовано к печати кафедрой «Политология и право» ТашГИВ, протокол №: (02) от 27.10.2001г. Египет, Арабская Республика Египет, АРЕ (Гумхурият Миср аль-Арабия). Под редакцией: ИБРАГИМОВА НЕЪМАТУЛЛО , Академика. Ректора ТашГИВ. Авторы: Мухаммад аль - БУХАРИ : DOCTOR OF PHILOSOPHY (ph. D) in philology. (журналистика), советник по международным отношениям ТашГИВ. Сарваржан ГАФУРОВ , кандидат политических наук, декан факультета международных отношений и экономики ТашГИВ. Рецензенты: Раъфат Ассабэъ : советник по дел...

Формы и методы мониторинга СМИ И Коммуникации (ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ) - 2

9.2- Проблемы международного обмена информацией А – Политические препятствия в процессе международного обмена информацией. В последние годы XX века заметно возросла роль средств массовой информации и коммуникации, особенно тех, которые распространены во всем мире, а также телепередач, транслирующийся через спутниковую связь. И это несмотря на различия политического, и идеологического строя, экономического, культурного и общественного развития в разных странах несмотря на ярко выраженное неравенство, когда очень небольшое количество стран выпускает поток информации круглосуточно, а большинство государств является лишь ее потребителем. Здесь не играет роли экономическое положение страны, потому что регулятором информационных материалов является тот, кто владеет современной технологией коммуникаций. Кроме стран производителей технологии коммуникации и информационных материалов, очень дорогостоящих, все остальные являются их потребителями. Внешняя политика различных с...