ИНФОРМАЦИОННОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ
КОМПАНИИ
Автор:
Мухаммад
аль-Бухари: доктор
политических наук (23.00.03 – Политическая культура и идеология; и 23.00.04 –
Политические пробллемы международных систем и глобального развития.), и DOCTOR
OF PHILOSOPHY (ph. D) in philology. (Журналистика – 10.01.10). профессор,
факультета журналистики Национального университета Узбекистана имени М. Улугбека
В
результате глобального прогресса в науке и технике средств массовой
коммуникаций, произошли значительные изменения в международных отношениях. Эти
изменения значительно повлияли на роль государства, которое ранее являлось
монополистом в международной политике. Его роль как монополиста ослабла и
уступила некоторые функции другим институтам, что сделало трудным и даже
невозможным говорить об информационном суверенитете или полном контролировании
государством, или относительном контролировании процесса информационного потока
внутри государства. На пороге 21-го века, после создания основной
информационной сети ИНТЕРНЕТ и других современных технологий и средств
коммуникаций стало почти невозможно полностью контролировать вид и количество
информации, поступающее в сознание людей.
Современные
сети массовой коммуникации сыграли огромную роль в преодолении барьеров времени
и расстояния, т.к. огромное количество людей оказалось связанным друг с другом
через компьютеры в одной международной сети через спутниковую связь. Это
увеличило процесс реакции людей на международные события, и процесс
международного обмена информацией стал более простым и легким. Это в свою
очередь увеличило значение планирования информационных мероприятий и
координации усилий разных органов, как на местном, так и на международном
уровне. Планирование информационных работ является основой основ международного
обмена информацией. Через планирование происходит определение общей цели плана,
которая не должна противоречить внутренней и внешней политике государства.
Концентрация материальных и технических возможностей людей, правильное их
использование, определение средств и сроков достижения цели с точным учетом
расходов и эффективности затрат являются политической и информационной задачами.
ОСНОВА
ПЛАНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РАБОТ.
Планирование информационных работ состоит из следующих двух частей:
Теоретическая
часть информационного плана охватывает конкретные цели и задачи, элементы Fixed
Targets и гибкие цели Flexible Targets, которые не содержат значительных и
конкретных задач. Эти задачи можно развивать и адаптировать к обстоятельствам
при их практическом применении. Процесс планирования охватывает проблемы выбора
из разных альтернатив средств достижения цели информационного плана Choice
Problem, необходимых мероприятий Implementation Problem и проблемы их
практического применения Execution Problem для осуществления цели плана, как
показано на следующей:[1] ЦЕЛИ; ГИБКИЕ ЦЕЛИ; КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ;
СРЕДСТВА; ПРОБЛЕМЫ ВЫБОРОВ; ПРОБЛЕМЫ МЕРОПРИЯТИЯ; ПРОБЛЕМЫ ВЫПОЛНЕНИ Я.
Во
время составления любого плана необходимо определить его общие рамки
plan-frame, куда входят цифры и показатели, которые обрабатываются для
выявления предполагаемой проблемы во время действительного выполнения данного
плана.
После
определения общих рамок плана начинается подробное изучение плана и определение
общей цели в деталях, времени и средствах, необходимых для его достижения
исходя из имеющихся возможностей.
Что
касается времени, то существуют ежегодные планы Annual planning, и средние
планы Medium term planning, срок которых колеблется обычно от 4 до 7 лет, но в
большинстве случаев они составляются на 5 лет, а также длительные планы Long
term planning, превышающие 7-летний срок.[2]
Обычно
средние и длительные планы подразделяются на годовые планы с целью эффективного
использования всех возможностей апробирования и улучшения этих планов на
последующие годы, тем самым, повышая его эффективность по сравнению с
показателями результатов выполнения плана за предыдущие годы. Кроме того,
ежегодные планы делятся на квартальные и т. д.
При
этом специалистам в области информационного планирования необходимо осознать,
что информационное планирование является одним из видов политического
планирования и входит в рамки достижения внутренней и внешней политики
государства, которыми нельзя пренебрегать. Кроме того, специалисты по информационному
планированию должны знать, что успешное выполнение любого плана связано с
определением возможных и подходящих способов достижения поставленных задач и
целей, исходя из реальных возможностей. Реальные цели и задачи обеспечат
достижение ожидаемых целей и других факторов успеха. Правильная оценка средств,
возможностей и цели обеспечат успех конечной цели.
Необходимо
изучить, насколько эти цели осуществимы при располагаемых возможностях, а также
оценить вероятность достижения цели при их изменении. Это поясняется на
следующей схеме:[3] НЕОБХОДИМЫЕ СРЕДСТВА; ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ;
СРАВНЕНИЕ МЕЖДУ НЕОБХОДИМЫМИ СРЕДСТВАМИ И ВОЗМОЖНОСТЯМИ; ВОЗМОЖНЫЕ СРЕДСТВА;
ОЦЕНИТЬ НАСКОЛЬКО ПОДХОДИТЬ ЦЕЛЬ.
После
изучения цели начинается процесс выбора методов из располагаемых альтернатив
alternativis. После тщательного изучения альтернатив выбирается наилучший метод
и начинается следующий этап – детальное составление информационного плана,
который должен соответствовать следующим 10 пунктам.[4]
Определение
целей и содержания информационного материала; Определение сферы выполнения;
Ответственный за выполнение плана; Ответственный за наблюдением и выполнением
плана; Анализ и оценка эффективности; Методы; Объект информационного материала;
Материальные и людские возможности; Система наблюдения за выполнение плана;
Срок выполнения.
Составители
информационных планов должны учитывать возможности и силу пропаганды
соперников, стараться сохранять инициативу initiativ, и кроме того, составление
международного информационного плана должно основываться на большом количестве
информации об его объектах, с использованием группы специалистов Teamwork в
области планирования: экономики, внешней политики, международном информационном
обмене, международных средствах массовой информации, политических системах,
технологиях международных средств коммуникаций, а также с использованием опыта
информационного планирования на местном, региональном и международном уровнях.
Составители информационных планов должны прислушиваться к мнению действующих
практиков международной журналистики и учитывать опыт предыдущих планов, так
как это может содействовать успешному выполнению информационного плана и
достижению поставленных целей.
Практическая
часть информационного плана соответствует принципам и целям международного
информационного плана. Самым основным принципом можно назвать координацию работ
разных органов и средств коммуникации для достижения наилучшего выполнения
информационного плана и наивысшего уровня эффективности. Это является ответом
на вопрос: Кто говорит и с кем говорит?
аккредитованная
дипломатическая миссия за рубежом и народная дипломатия, «Работа с
общественностью», официальные, ознакомительные, туристические визиты, выставки,
художественные и культурные фестивали, международные встречи, саммиты,
конференции, средства массовой информации и коммуникации - все это является
средством осуществления информационного плана с вовлечением следующих объектов
международного информационного плана: высшее руководство страны; лидеры и члены
парламента и парламентская оппозиция; лидеры политических партий (независимо от
того, у власти они или в оппозиции); лидеры профессиональных общественных и
массовых организаций; руководство СМИ; предприниматели, бизнесмены и т.д.;
религиозные, этнические, культурные, национальные меньшинства или группы;
соотечественники в эмиграции; культурные и религиозные организации; участники
культурных и художественных фестивалей; участники спортивных состязаний;
участники международных, политических, экономических, научных встреч и
конгрессов; посетители международных, экономических, коммерческих,
туристических, информационных и художественных выставок; аудитория через СМИ.
Через
последовательное наблюдение за этапами выполнения международного
информационного плана очень полезно изучить изменения в той аудитории, куда
входят объекты международного информационного плана. Это исследование
охватывает мнение сторонников, противников и нейтральных участников аудитории и
сферы, оказывающие информационное влияние на разные слои и группы аудитории,
имеющей сформированные позиции и мнения. Изучение обеспечивает информацией
ответственных за анализ эффективности выполнения этапов международного
информационного плана и содержит информацию о тех группах и слоях аудитории,
где требуется больше работы с целью достижения желаемого мнения или отношения.
Субъектам планирования следует адаптировать методы работы всех участников
процесса международного информационного планирования и оказать помощь при
подготовке основных информационных материалов: новостей, репортажей и т.д.,
которые могут быть полезными в успешном выполнении плана и достижении
максимальной эффективности и влияния.
06.09.2008 г.
Ссылки:
[1] доктор
Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики»,
англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.193; доктор Мухаммад Махмуд
аль-Имам: «Планирование для экономического общественного развития», институт
высшего арабского исследования. Лига арабских государств 1962,с. 21-22; Омар
Ажжувайли: «Международные отношения в информационной эпохе» журнал «Ас-сияса
ад-давлея» 1996/январь,№ 123, с.83-101.
[2] доктор
Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики»,
англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.195; Habil Erhart Knauthe,
Industrialization, Planning, financing in Developing Countries, Wdition
Leipzig, German Democratic Republic, 1970.p.27.
[3] доктор
Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики»,
англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.196; Ледель Харт: «Стратегия и ее
история в мире». Перевод Аль-Хаисам аль-Айюви.Дар атталиа. Бейрут 1968,с. 45-46.
[4] доктор
Мухаммад али аль Увайни: «Теория и практика международной журналистики»,
англо-египетское издательство, Каир, 1990.с.198; B.E.Goetz , Management,
Planning and control, Mc Graw-Hill Book Co., 1949; J. Argenti, Corporate
Planning, A practical Guide Edinburgh, G. Allen and Lenwin Ltd., 1968.
تعليقات
إرسال تعليق