ГОСУДАРСТВО И ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Автор:
Мухаммад аль-Бухари: доктор
политических наук (23.00.03 – Политическая культура и идеология; и 23.00.04 –
Политические проблемы международных систем и глобального развития.), и DOCTOR
OF PHILOSOPHY (ph. D) in philology. (Журналистика – 10.01.10). профессор,
факультета журналистики Национального университета Узбекистана имени М.Улугбека
«Глобализация» Globalization
означает «превращение чего-либо из местного уровня в мировой, то есть
перемещение из определенной сферы в «безграничный» мир. Здесь слово
«безграничный» означает весь мир, в котором совершается движение,
сотрудничество, обмен и взаимодействие при всем их политическом, экономическом,
культурном и другом разнообразии, переступая общепринятые географические
границы различных государств. Включая в себя этот смысл, термин «Глобализация»,
вместе с тем, ставит под вопрос перспективы Национального Государства
Nation-State, границы его суверенитета и одновременно его роль на внутреннем и
внешнем уровнях.[1]
Согласно американскому пониманию
этого термина появилось следующее определение: “распространение одного образа,
включающего идеологический, политический и экономический аспекты, конкретного
круга или конкретной нации на всех или во всем мире”. В виду того, что
“Глобализация” в основном пришла из США, она теоретически явилась призывом для
принятия американской модели экономики, политики, культуры и, следовательно,
всего образа жизни.
В основном, “Глобализация” является
результатом Научно-технической Революции, которая сделала качественный скачок в
международный капитализм, после промышленной революции, которая началась в
середине 18 в. в Европе. Использование энергии коренным образом изменило
производственные отношения, в результате чего начался новый этап развития
человечества, который характеризуется экономическим расширением, поиском
природных ресурсов, а также открытием мировых рынков. Это стало одной из причин
возникновения классической колонизации и послужило причиной европейских войн,
которые возникали для удовлетворения нужд развития капитализма.
Ускорение распространения
“Глобализации” было продолжением Научно-технической Революции и процесса
научно-технического развития, которое сопровождалось глобальным развитием
современных средств массовой коммуникации и носителей информации, что в свою
очередь обновило образ и природу производства, а также реакцию на международные
отношения. Война уже не является средством разрешения споров между
капиталистическими странами. Стало необходимым и актуальным объединить рынки
развитых промышленных государств в один международный рынок, что означает
необходимость преодоления известных национальных политических границ, а также
пересмотр распределения доходов в стремлении поднять уровень жизни человека,
что позволит расширить рынки промышленно-развитых государств, для реализации
современной продукции, что означает создание “большого потребительского
общества” Consumer Society.
Все эти признаки служили точкой
опоры для перехода от национального капитализма в транс национальному
капитализму, признаки которого были связаны с возникновением понятия
«Глобализация» и были видны через расширение сферы производства и торговли до
уровня, охватывающего международный рынок полностью. А также пересечение
экономической эффективности владельцев капиталов, коммерсантов,
предпринимателей и промышленников, деятельность которых была ограничена
национальными границами того государства, к которому они принадлежали.
Благодаря «Глобализации» экономическая эффективность стала, зависима от
международных свободных промышленных и финансовых групп, которые получают
поддержку своих государств через транснациональные компании. Итак, национальное
государство уже не является главным двигателем экономического процесса на
мировой уровень, его место занял частный сектор, особенно в сферах
производства, маркетинга и международной конкуренции.
«Глобализация» не ограничивается
только экономикой, она охватывает все сферы жизни, такие как политическая,
культурная, научная, информационная и т. д. Это объясняется тем, что
экономическое развитие международного капитала требовало свободных рынков, а
также конкретных политических систем для управления властью. Видно, насколько
увеличилось число международных экономических центров силы в современном
международном капитализме, стало больше центров политической силы, что создало
альтернативу силам на уровне власти. А это, в свою очередь, укрепило возможности
демократического развития на всех уровнях, отказ от монополии власти и
обеспечение возможности ее перехода из одного в другое, разнообразие центров
силы и влияние ее на общество, запретило концентрацию богатства только в руках
государства и ослабило управление центральной власти.
Быстрому распространению
«глобализации» способствовала победа капитализма над другими системами, такими
как нацистская, фашистская, коммунистическая, а так же крах Советского Союза,
на месте которого появились независимые государства. Упадок тоталитарной
системы власти в Восточной Европе и переход новой системы в этих государствах к
разным видам демократического правления по своей сути связывает демократическое
развитие с капиталистической системой, которая базируется на демократических
процессах экономического, общественного и культурного развития.
Прямая межконтинентальная
коммуникация, через международные коммуникационные сети, спутниковые,
телевизионные и радио станции дала возможность показать, что собой представляет
«глобализация». После чего она стала ясна и простым людям всего земного шара.
Ожидается, что бурное развитие техники и современных средств коммуникации даст
возможность расширению культурных связей между всеми народами мира и поможет
найти общие цели и интересы, которые не противоречили бы их национальным
интересам.
Но, не смотря на это, многие
правительства мира проявляют свой страх и опасения по поводу трансляции
передач, которые якобы направлены против их идеологии и системы управления. На
их взгляд, эти передачи могут угрожать политической и общественной стабильности
этих государств. Некоторые влиятельные общественно-политические силы разных
государств мира также выразили свои опасения в отношении открытой
информационной системы, которая может угрожать культуре, обычаям и святыням
разных народов мира.
«Глобализация» связана с гегемонией
рыночной экономики, а эта модель, в свою очередь, поднимает вопрос о роли
государства в этом процессе, она не оправдывает и не позволяет перейти к
рыночной экономике, так как это приведет к тому, что роль государства в этом
процессе исчезнет или ограничится.[2]
Большинство тех, кто писал о
важности рыночной системы, всегда связывали это с необходимостью существования
сильного государства, так как без этого условия рынок не сможет выполнять свою
функцию. Отсюда следует, что нет причины говорить, о стремлении отменить или
ограничить роль государства, а, наоборот, нужно утвердить эту роль и отметить
ее важность, правда, с некоторой поправкой в направлении его на рыночную
систему.
США - самая крупная
капиталистическая страна в мире, где государство вмешивается в экономическую
жизнь и определяет условия экономической активности, а так же условия политики
финансов и торговли. Большая разница между централизованными и рыночными
системами заключается в том, что во втором случае государство вмешивается в
экономическую жизнь страны как власть, а не как производитель, потому, что
условием государственной власти является не противоречить развитию
экономической жизни.
Свободная экономика не означает
отсутствие государства. Разница между либеральной системой и системой
централизованного планирования заключается не только в принципе
«вмешательства», но и в его содержании. Условием централизованного планирования
государства является непосредственное производство товаров и услуг, а так же
управление экономическим процессом через общественный сектор. А условием
свободной экономики является предоставление производства товаров и услуг отдельным
лицам и частным проектам, из чего вытекает объединение государства и частного
сектора в единое целое. Вмешательство государства в процесс экономической жизни
происходит через другие более эффективные средства. Это подъем
производительности, достижение общественной справедливости, сохранение высокого
уровня роста национального дохода, обеспечение основными услугами в области
образования, здравоохранения, судебной власти, безопасности и обороны, сюда
также входит создание проектов инфраструктуры государства.
Принципом свободной экономики не
является пренебрежение основами общественной справедливости. И те страны,
которые придерживаются этого принципа, оказываются в авангарде всех стран мира.
С позиции оказания помощи бедным. Справедливого разделения дохода. Страхования
всех граждан от общественных неожиданностей, таких как безработица,
инвалидность, старость и др. Существует также прочная связь между квалификацией
экономического выполнения и условиями справедливости. Так как квалификация
означает развитие национальной экономики на высоком уровне и увеличение
возможностей экономической системы в обеспечении производительных рабочих мест
всем тем, кто в этом нуждается и является основным показателем общественной
справедливости.
Эта новая роль государства дает
возможность приспособиться к новым международным изменениям, не умоляя его
суверенитета при распространении «глобализации» и условий нового международного
порядка, которые достигаются соблюдением принципа взаимной поддержки между
странами и народами мира. Утвердительное и сознательное слияние в новую
международную систему происходит не безосновательно, «глобализация» уходит
корнями далеко в историю. Она является логическим результатом бурного развития
техники, средств коммуникации, носителей информации и экспансионной природы
капиталистического производства. Нельзя оставаться за пределами «глобализации»,
необходимо участвовать в тех процессах, которые происходят в мире. Это
сознательное сотрудничество должно происходить с целью избежания остаться за
пределами исторических рамок.
Новая экономическая система является
результатом величайших достижений в истории человеческого развития в области
науки, культуры, экономики, техники, политики, идеологии и представляет собой
основной пункт, который коренным образом отличается от предыдущих систем.
Современная цивилизация выросла на
руинах цивилизаций и культур средневековья, отклоняя идеи теологического права
(толкования), тем самым, отделяя религию от государства. То есть она смогла
выразить человеческую мысль, исторически освещенную региональным взглядом и
направленную на демократию, которая основана на уважении мнения как одной
стороны, так и противоположной, то есть плюрализм, свобода мысли и уважении
прав человека, права которого не признают ни политические и ни географические
границы.
От менее развитых государств
«глобализация» требует делать «большие шаги» в направлении всеобщего
обновления, которое невозможно осуществить без эффективного содействия
государства, что достигается через модернизацию и контроль экономических
платежей, а также организацию рыночных процессов.[3]
Ссылки:
[1] Смотри: доктор Гала Мустафа, «Глобализация…новая роль
государства», Каир, журнал «международная политика» 1998, №134, стр 43. (Работа
на арабском языке).
[2] Смотри: Ислам Каримов, «Узбекистан, свой путь обновления и
прогресса». Перевод доктора Мухаммада аль–Бухари. Издательство «Дар
ас-Сароват». Джидда 1999. (Работа на арабском языке). -_ Ислам Каримов,
«Узбекистан, своя модель перехода к рыночной экономике». Перевод доктора
Мухаммада аль - Бухари. Издательство «Дар ас-Сароват». Джидда 1999. (Работа на
арабском языке). - Ислам Каримов, «Узбекистан, на пути углубления экономических
реформ». Издательство «Компания печати и распространения». Бейрут 1996. (Работа
на арабском языке). - доктор Али Мухаммад аль-Хаслян, «Узбекистан на пути
реформ». Газета «Арабский остров». 30.05.1996.
[3] Смотри: доктор Гала Мустафа, «Глобализация…новая роль
государства». Каир, журнал международная политика» 1998, № 134, стр. 47.
(Работа на арабском языке); _ доктор Мухаммад Абид аль-Джабири, «Проблемы
современного арабского мышления», Центр исследования арабского единения, Бейрут
1997. (Работа на арабском языке); _ доктор Хазим аль-Бабляви, «Арабы и
глобализация». Газета «Аль-Ахрам». 30.12.1997. (Работа на арабском языке); _
доктор Гала Мустафа, «Национальный проект Египта: основная роль государства».
Газета «Аль-Ахрам». 28.04.1997. (Работа на арабском языке); _ доктор Гала
Мустафа, «Национальный проект, приоритеты внутреннего строительства». Газета
«Аль-Ахрам». 31.03.1997. (Работа на арабском языке); _ доктор Гала Мустафа,
«Права человека и философия индивидуальной свободы». Активисты региональной
программы исследований прав человека, №3, октябрь 1997. (Работа на арабском
языке); _ доктор Усама аль-Газали, «Политические партии в 3 мире», из серии
«Знание»,сентябрь 1987. (Работа на арабском языке); _ Francis Fukuyama, End of history, National Interest, Summer,1989; _
James N. Rosenan, New Dimensions of Security: The Interaction of Globalising
and Localising Dynamics, Security Dialogue, 1994, Vol. 25{3}; _ Paul Kennedy, Globalizion
and its Discontents, Nuw Perspectives Quarterly, Vol.13, No. 4, Fall 1996; _
Peter Drucker, The Second Inforation Revolution, Nuw Perspectives Quarterly,
Vol/14, No. 2 Spring 1997; _ Jan AART SCHOLTE, Global Capitalism and the State,
International Affairs, Vol. 73, No. 3 July 1997.
27.08.2009
تعليقات
إرسال تعليق